ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПАССАЖИРАМ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются как на судах внутреннего водного плавания так и на маломерном флоте.

Проведенными анализами установлено, что наибольшее количество нарушений совершаются не крупными судоходными компаниями, которые имеют в собственности несколько пассажирских судов, а мелкими предприятиями, индивидуальными предпринимателями, имеющими единицы судов.

Наиболее опасными перевозчиками являются отдельные граждане, предоставляющие услуги в сфере перевозок на маломерных судах, пренебрегая при этом мерами безопасности.

Основной задачей перевозок внутренним водным транспортом является обеспечение в первую очередь безопасности при перевозке пассажиров.

В понятие безопасности включается не только техническое состояние флота и наличие спасательных средств на нем, но и квалификация судовой команды, наличие соответствующего количества членов экипажа, соблюдение лицензионных требований и требований пожарной безопасности.

Также при перевозке пассажиров должно обеспечиваться соблюдение прав потребителей, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Отдельной особенностью перевозок пассажиров внутренним водным транспортом является регистрация маломерных судов, осуществляющих перевозку пассажиров, в Государственном судовом реестре в соответствии с частью 2 статья 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Эксплуатация судна внутреннего водного плавания допускается исключительно при наличии на нем судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, к которым в том числе относятся: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о годности судна к плаванию, список членов экипажа судна (судовая роль), судовое санитарное свидетельство, свидетельство о классификации и другие.

Техническое состояние судов внутреннего водного плавания подтверждается Российским речным регистром, которым выдается на суда свидетельства о годности к плаванию, а также иные свидетельства (ежегодные, внеочередные, классификационные и другие) подтверждающие возможность эксплуатации флота.

Понятие безопасности судоходства сравнительно недавно включило в себя систему управления безопасностью (СУБ), что перешло на внутренний водный транспорт из морского.

В 2012 году Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнен статьей 34.1, которой определено, что судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов, под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя 14 пунктов, которые приведены в статье.

Количество и вид спасательных средств также определяется Российским речным регистром исходя из пассажировместимости судов.

Спасательные средства подразделяются на индивидуальные (жилеты, спасательные круги) и коллективные (плоты, шлюпки).

В соответствии с требованиями федерального законодательства расположение спасательных средств должно быть в легкодоступных местах.

Требования к членам экипажей судов установлены статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которой к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 349.