РОЛЬ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый кодекс - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс).

Несмотря на название Кодекса, его нормы не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, ряд процессуальных правил почти без изменений перенесены в Кодекс из Гражданского процессуального кодекса РФ, некоторые нормы заимствованы из Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно правилам подсудности не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции.

Кодекс регламентирует порядок рассмотрения и разрешения судами дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, среди которых дела: об оспаривании нормативных правовых актов; решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и иные.

Кодекс регулирует также рассмотрение административных дел, связанных с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности, ликвидации общественных объединений; о прекращении деятельности средств массовой информации; об установлении административного надзора, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке и ряд других.

Среди нововведений Кодекса - появление института коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии ряда условий, к которым отнесены: многочисленность группы или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований в индивидуальном порядке и в порядке процессуального соучастия; однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований; наличие общего административного ответчика; использование всеми членами групп одинакового способа защиты своих прав.

Новым положением также является введение профессионального представительства и обязательное ведение отдельных дел через представителей, имеющих высшее юридическое образование. Данное правило существенно отличает Кодекс от действующего ГПК РФ. Отсутствуют такие положения и в АПК РФ.

Если говорить о роли прокурора в административном судопроизводстве, то прокурор вправе:

- обратиться в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 Кодекса, а именно в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;

- вступить в процесс для дачи заключения по делам в случаях, предусмотренных Кодексом;- оспорить состоявшиеся судебные постановления в апелляционном и кассационном порядке.